Модернизация образования

ссылка на статью — https://primeminister.kz/ru/news/sayasat-nurbek-o-razvitii-vysshego-obrazovaniya-biznes-aktivno-narashchivaet-kooperatsii-s-vuzami-kazakhstana-29065

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Олжаса Бектенова с докладом по подготовке востребованных специалистов для рынка труда выступил министр науки и высшего образования Саясат Нурбек.

Министерством науки и высшего образования совместно с Министерством просвещения ведется работа по эффективному взаимодействию в сфере подготовки востребованных специалистов. 

«Как отметил Глава государства в своем Послании, прежде всего предстоит преодолеть острую нехватку отраслевых специалистов, таких как водников, строителей, энергетиков и многих других, а также осуществлять подготовку специалистов по профессиям будущего», — сказал Саясат Нурбек.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • Выявление потребностей, прогнозирование и планирование подготовки специалистов во взаимодействии с работодателями по их требованиям и запросам.
  • Создание якорных центров компетенций по модели академического превосходства.
  • Синхронизация образовательных программ на основе лучших международных практик и технологий.

Приоритетные направления для подготовки кадров и развития инноваций определяются с учетом региональной специфики в рамках проекта «Мамандығым-болашағым». Данный проект позволяет отслеживать и прогнозировать изменения на рынке труда и оперативно реагировать на них. 

«С  2021 года с  целью переформатирования системы образования на опережающую модель подготовки кадров был разработан “Атлас новых профессий и компетенций Казахстана”, который на сегодня является качественным компонентом Национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов. “Атлас новых профессий” стал основой для профессиональной ориентации для средних школ, ТиПО, вузов, а также платформой для разработки новых профессиональных стандартов и учебных программ», — отметил Саясат Нурбек.

В 5 регионах уже разработаны Региональные карты потребности в кадрах, а именно Павлодарская, Мангистауская, Карагандинская области, гг. Астана, Алматы. В них определены 268 новых профессий. Более 60 тыс. учащихся школ прошли профессиональную диагностику на базе платформы edunavigator.kz. В 66 вузах и колледжах внедрены 211 образовательных программ на основе “Атласа новых профессий”.

На базе местных вузов созданы центры компетенций, которые ведут работу от опросов работодателей до разработки региональных карт и новых программ подготовки кадров для вузов и колледжей на основе Атласа профессий. Такая модель взаимодействия с работодателями в вопросах подготовки кадров закреплена в новом Законе «О профессиональных квалификациях», принятого в прошлом году.

«Павлодарской областью одной из первых был внедрен региональный атлас. На слайде представлен опыт региона, этапы локализации. В рамках внедрения Атласа осуществлялось взаимодействие 20 предприятий и 15 пилотных колледжей. В результате разработаны 25 новых учебных программ по 40 перспективным профессиям. Также 41 преподаватель прошел стажировку на предприятиях. В 2022 году осуществлен выпуск 102 студентов, в 2025 году ожидается 703 выпускника», — отметил министр науки и высшего образования.

Проект «Мамандығым-болашағым» реализован в 5 регионах. До конца текущего года проект будут охвачены еще три области – Актюбинская, Жамбылская, Алматинская. До конца 2025 года – Атырауская, Костанайская, Туркестанская, Ұлытау и Жетісу. В остальных регионах проект находится на стадии разработки.